Существуют различные виды заданий по развитию речи: редактирование текста, выбор местоимений, раскрытие темы, повторы мыслей, порядок слов в предложении, работа над заглавием, составление плана и т.д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных упражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям. Для занятий дома можно посоветовать "Практическое пособие по развитию речи", авторы: О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова, в котором нашли отражение различные виды заданий.
Примеры заданий из пособия: 1. Вставь слово (Какой?) ... в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. (Какой?) ... лист и (какая?) ... травинка. (Какие?) ... травы и (какие?) ... цветы. (Какой?) иней и бабочки. (Какое?) ... солнце и (какой?) ... ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! 2. Продолжи
Внимательно прочитай начало текста и продолжи его в стиле автора:
1) На юге последние лучи солнца малиновыми пятнами горят на стволах деревьев. ...
2) Где-то плещется море синее,
Мчатся белые поезда...
3. Составь рассказ
Расположи предложения так, чтобы вышел связный рассказ:
- Там жила злая змея.
- По дороге он встретил лису.
- Лиса была сердита и голодна.
- У кролика дрогнуло сердце.
- Он бросился к пещере.
- Маленький кролик бежал домой.
4. Редактирование текста Прочитай текст. Замени повторяющиеся слова синонимами. Запиши текст.
Самая умная из моих собак - это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось. И Жалька эту льдинкуу не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
5. Раскрой тему
Прочитай сочинение. Определи ,раскрыта ли тема. Если нет, то раскрой её.
Гроза в горах.
Ранним утром мы отправились в горы. Ярко светило солнце. Лёгкие белые облака летели по синему небу. В небо взлетали жаворонки и пели песни. Вдруг небо потемнело. Началась гроза. Мы не испугались. Скоро дождь перестал. На обратном пути мы собирали грибы и ягоды.
6. Выбор местоимения
Прочитай предложения. Определи, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправь ошибки. - Телёнок пасся на лугу. Он был такой красивый!
- На берёзах сидят снегири. Они занесены снегом.
- У Вити были рыбки. Он кормил рыбок каждый день.
- Небо освещалось заревом. Оно горело и полыхало.
7. Повторение слов Прочитай. Найди ошибки и исправь их:
- Повар посолил суп солью.
- У Мальвины кудрявые локоны.
- На Крыше висели ледяные сосульки.
- Женя сконструировал конструкцию самолёта.
- В деревне жили старые старики.
8. Определение границ предложений Прочитай. Определи границы предложений. Запиши.
- Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.
- Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
- Я подошёл и услышал. Что собака громко залаяла.
- С детства я любил узкие тропинки. Во ржи.
9. Порядок слов в предложении Прочитай. Определи порядок слов и запиши предложения верно.
- Солнце освещало шоссе. Ехали машины по широкому шоссе.
- Миша смотрел на обезьянку. На лиане раскачивалась обезьянка.
- От опушки леса к деревне потянулись следы. Уходили далеко в деревню эти следы.
10. Разбивка текста на части и составление плана. Прочитай. Разбей текст на части. Озаглавь каждую часть и составь план.
Ёжик.
Тёмной ночью серый ёжик гулял по лесу. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. В луже заметил звёздочку. Ёжик накрыл её листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды ёж нашёл большое красное солнышко. Вот ёжик смеялся!
Затем можно приступать к написанию изложений. Можно порекомендовать прекрасное пособие С.А. Есениной "Как научить Вашего ребёнка писать изложения", 2 класс, изд-во "Грамотей", 2005 г. В этом пособии есть вступление для взрослых, где детально расписана методика работы над изложением (специально для мам и пап, а также дедушек и бабушек). Думаю, что такое пособие есть и для 3-го и для 4-го классов.
Ещё одно пособие: "Сборник изложений по русскому языку. 2-4 классы" Автор: Н.Н. Максимук. К текстам прилагаются вопросы по содержанию, примерный план изложения и задания для словарно-орфографической подготовки. К каждому тексту предлагаются три разных варианта работы в зависимости от уровня развития речи ребёнка.
|