Оценка интеллектуального развития ребёнка Обследование индивидуально, время не ограничено. Записывайте ответы ребёнка после первого прочтения. При правильном ответе – 1 балл, если ответ ошибочный – скажите: «Неправильно, подумай ещё раз». Сделайте ещё одну попытку, прочитайте фразу и возможные ответы повторно. При правильном ответе после второй попытки, ребёнок получает 0,5 балла. При неправильном ответе со второй попытки – 0 баллов. Точно такой же подсчёт проводится и по остальным субтестам.
1 субтест. Предложите ребёнку закончить за вас фразу, выбрав ответ: 1) Зимний месяц (сентябрь, ноябрь, декабрь, март) 2) В неделе (5 дней, 7 дней, 24 дня, 30 дней) 3) У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) 4) Имена пишутся с большой буквы (часто, всегда, иногда, никогда, редко) 5) Время года – это (август, осень, суббота, утро, каникулы)
2 субтест. На классификацию «Сформированность понятий» (какое слово лишнее?). Инструкция: при первом прочтении вы предварительно сообщаете: «Одно слово лишнее, его надо найти и исключить». Прежде, чем читать ряд слов, повторно напомните задание: «Какое слово лишнее?» Если после первого прочтения ребёнок отвечает неверно, дайте ему шанс исправить ошибку. При правильном ответе задайте вопрос: «Почему?» (для 1-6 рядов) При правильном объяснении ребёнок получает – 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. 1) Печенье, кекс, конфета, пряник, пирожное; 2) Огурец, яблоко, слива, груша, черешня; 3) Молоко, творог, сметана, хлеб, сыр; 4) Тополь, клён, дерево, берёза, осина; 5) Футбол, волейбол, хоккей, баскетбол; 6) Медведь, лиса, заяц, корова, слон; 7) Платье, свитер, шапка, рубашка, юбка; 8) Таня, Катя, Света, Юля, Шарик; 9) Квадрат, цилиндр, прямоугольник, треугольник, ромб; 10) Храбрый, злой, смелый, отважный, мужественный.
3 субтест. На словесно-логическое мышление, аналогию (Составь пару из слов). Инструкция: для первого ряда слов перед первым прочтением вы говорите: «Надо подобрать к слову гвоздика такое слово, которое подходило бы к нему также, как овощ к огурцу. Перед вторым прочтением «огурец» (пауза) – «овощ», «гвоздика» (пауза) – «цветок». Вам нужно прочитать весь длинный ряд предлагаемых слов и спросить, какое слово подходит. Вопросы от испытуемого не принимаются. 1) Учитель - ученик, врач – (очки, больница, палата, больной); 2) Перчатка – рука, сапог – (колготки, подошва, кожа, нога, щётка); 3) Волк – пасть, птица – (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение); 4) Нож – сталь, стол – (вилка, дерево, стул, столовый, длинный); 5) Паровоз – вагоны, конь – (поезд, лошадь, овёс, телега, конюшня).
4 субтест. На обобщающее слово, сформированность понятий (Что у них общего?) Инструкция: вы читаете ребёнку эти ряды слов. После первого прочтения вы спрашиваете, каким обобщающим слово их можно назвать. Желательно, чтобы при втором прочтении ребёнок дал ответ, когда вы сделали паузу. 1) Апельсин, лимон - … 2) Петров, Сидоров - … 3) Сковородка, кастрюля - … 4) Свекла, морковь - … 5) Грабли, лопата - …
Результаты: Высокий – 20-25 баллов. Средний – 16-19 баллов. Низкий – 13-15 баллов. Очень низкий – 12 баллов и менее.
|