Самая большая помощь, которою вы можете оказать уже сейчас, - научить ребенка готовить домашнее задание. Само по себе это умение не появится. Условно этот период можно поделить на четыре этапа. I этап. Старайтесь как можно больше заданий делать вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции, намечайте план выполнения работы. Обычно поверхностное восприятие, невнимательность, неусидчивость и обусловливают многие трудности. Часто из-за отсутствия элементарных понятий ребенок не может овладеть новым приемом. Помогите восполнить этот пробел. II этап. Дайте возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. Старайтесь оценивать ее вместе, объективно. Не придирайтесь к мелочам. Лучше промолчите, если какая-то мелочь вам не нравится. Похвалите самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственную силу. III этап. Постепенно доверьте ребенку готовить задания самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные задания. Вам нужно своим присутствием помочь ребенку сконцентрироваться, оказать ему моральную поддержку. IV этап. Ребенок полностью самостоятельно делает домашнее задание. Вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать. Ваша задача на данном этапе помочь лишь в самых тяжелых случаях и проконтролировать выполнение задания.
С чем вы можете столкнуться, помогая готовить домашнее задание? Самый тяжелый и трудный этап – это первый. А самый опасный – последний. Многие родители рано успокаиваются, и все, что достигнуто, теряется, так как было недостаточно закреплено. Кроме того, есть дети, для которых сидеть на одном месте дольше пяти минут невозможно, их внимание легко переключается с одного вида деятельности на другой. Любая информация такому ребенку в одно ухо влетает, а из другого вылетает, уроки делает тяп-ляп и мучительно медленно, делая при списывании с учебника по три ошибки в слове. Он ничего не может найти в собственном портфеле и никогда не знает, что задано на дом. Узнали в этом описании своего малыша и спешите задать вопрос: «Что же в подобных случаях делать, чтобы помочь ребенку?» Мы вам советуем следующие действия: 1) Позаботьтесь о мотивации. Заинтересуйте ребенка теми предметами, которые ему больше всего не нравятся. Создайте игровую ситуацию. Например, во время приготовления уроков поиграйте в учительницу, задающую задания и оценивающую результат, создайте для ребенка ситуацию успеха. Сочиняйте задачки, которые бы ему захотелось решать, а для диктантов используйте тексты с любимыми персонажами. Ребенок сам будет просить вас поделать с ним уроки. Продумайте также методы материальной стимуляции успеваемости. 2) Учитывайте физические и психические возможности ребенка (если он быстро утомляется, то нуждается в дополнительном отдыхе). 3) Не подавляйте своим авторитетом. 4) Посмотрите критически на свое отношение к ребенку: исключите раз-дражение и неприязнь; будьте с ним, а не против него. 5) Откажитесь от насильственных мер воздействия. 6) Постарайтесь выработать самокритичность, объективность, самоконтроль. 7) Развивайте способность ребенка оценивать самого себя, учите терпеливо слушать и выслушивать, не поправляя, не оценивая, не критикуя. 8) Не напоминайте о неудачах, не подчеркивайте их последствия. 9) Помогите ребенку найти себя, учите быть сильным, не бояться делать ошибки. 10) Считайте усталость, бессонницу, раздражительность, равнодушие формами психической защиты организма ребенка. О чем еще надо помнить, когда ребенок делает уроки? Очень важно решить, в каком порядке готовить задания: от более простых к сложным или наоборот. Для младших школьников желательно начинать с более сложных, потому что они быстро устают. А более сложными для них являются письменные задания. Бывает, что велик объем устных заданий: выучить наизусть стихотворение, запомнить большой новый материал, подготовить пересказ. Тогда сначала можно выполнить часть устных заданий, затем перейти к письменным занятиям, а потом повторить устные задания. Итак, дорогие родители, посмотрите еще раз, от чего защищает вашего ребенка его организм: - от требований, не соответствующих возможностям ребенка; - от физического и психического переутомления; - от предвестников стресса и стрессовых ситуаций. Подумайте, стоит ли так сильно желать «добра» своему ребенку, перегружая его.
|