Дети с синдромом дефицита внимания (СДВ, гиперактивность) СДВ – чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость и невозможность длительного сосредоточения внимания на чём-либо. Гиперактивность выступает, как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления СДВ:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле ребёнок корчится, извивается. 2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и различных ситуаций в коллективе.
5. Неумение сосредоточиться.
6. Сложности при выполнении предложенных заданий (не связаны с негативным поведением или недостаточным пониманием).
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
9. Неумение играть тихо и спокойно.
10. Болтливость. 11. Мешает другим и пристаёт к окружающим.
12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
13. Частая потеря вещей. 14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.При этом ребёнок не ищет приключений и острых ощущений.
Наличие восьми симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум шести последних месяцев, является основанием для диагноза СДВ. Признаки гиперактивности: 1, 2, 9, 10. Признаки невнимательности и отвлекаемости: 3, 6, 7, 8, 12, 13. Признаки импульсивности: 4, 5, 11, 14.
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся: слабая успеваемость в школе; затруднения в общении с людьми.
Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. Они часто отличаются агрессивностью, упрямством, лживостью, склонностью к воровству и др. формами асоциального поведения. Причины наблюдаемых нарушений в поведении:
I. Органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.) II. Осложнения во время беременности матери, асфиксия новорождённого( недостаточное количество кислорода). III. Социальные факторы (зависят от последовательности и систематичности воспитательных воздействий и других причин). IV. Генетический фактор (СДВ может носить семейный характер). V. Особенности нейрофизиологии, нейроанатомии. VI. Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище).
Подробнее о сложностях воспитания таких детей, способах воздействия, диагностике и коррекции поведения гиперактивного ребёнка можно узнать здесь: Сайт с ссылками для родителей гиперактивного ребёнка:
|