- Какое время года изображено на картине? Что вы видите на переднем плане картины? Почему деревья оказались в воде? А что изображено на втором плане? Почему Левитан дал своей картине такое название? Как ещё называется такое весеннее явление в природе?
- Внимательно всмотритесь в картину. Художник изобразил только природу? Что ещё? Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие человека?
- Можно ли определить, что это русский пейзаж? по каким признакам?
- Рассмотрите воду. Почему она так необычно нарисована?
- Какого цвета в картине больше всего?
- Сравните цвет воды и небес. Что вы замечаете?
- Перечислите все оттенки синего и голубого цвета. (Запись в тетради: тёмно-синий, голубой, светло-голубой, сине-фиолетовый, бирюзовый, лазурный).
- Какие деревья изображены на картине? Опишите их, используя "рисующие" слова.
- С чем можно сравнить ветви деревьев на фоне голубого неба? Как удалось художнику изобразить их такими?
- Какой день изображён на картине: солнечный или пасмурный? Докажите. Как художнику удалось это показать?
- Мастер живописи передаёт чистоту, прозрачность и свежесть воздуха. Как мы смогли это понять?
- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он работал над картиной? Выберите точные слова для определения настроения автора: светлое, радостное, лёгкое, восхищённое, восторженное, задушевное, жизнерадостное, лирическое, вдохновенное, прекрасное, творческое, праздничное.
- Какие цвета и оттенки использует автор, чтобы передать радость весеннего настроения?
- А вам нравится эта картина? Что вы испытываете, когда смотрите на неё?
- К следующему уроку подберите стихи о весне, которые созвучны с картиной И.И. Левитана "Весна. Большая вода"
Учитель может прочитать стихи Евгения Баратынского:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!
Обобщающее слово учителя:
Да, действительно, картина наполнена солнечным светом и теплом, радостным весенним настроением. Кажется, что вот-вот распустятся набухшие почки и появится первая изумрудная зелень.
Художник выбрал ничем не примечательный, но очень характерный для русского пейзажа, уголок природы во время весеннего разлива. Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес.
Картина написана сочными мазками, ярко, празднично. Сочетание жёлтого и оранжевого цветов в изображении берегов и деревьев, ярко-голубого неба и воды, в которой отражаются деревья, а также контраст тёплых и холодных красок придают пейзажу свежесть, вызывают восхищение у тех, кто смотрит на картину.
Вертикальная композиция картины подчёркивает величие и красоту родной природы.
Памятка "Как писать сочинение по картине"
- Назовите автора картины и расскажите о художнике.
- Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?
- Что автор передал на переднем плане? На какие объекты он обращает наше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные "рисующие" слова. (Дети пользуются записями в тетради)
- Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?
- Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?
Примечание: помните, что писать нужно только о том, что изображено на картине, ничего не добавляя от себя, того, чего нет на полотне.
На следующем уроке дети читают наизусть стихи о весне, что поможет созданию творческого настроения перед написанием сочинения. Учитель оговаривает с ребятами количество абзацев: их три - вступление, основная часть и заключение. В соответствии с памяткой первые два пункта - вступление, следующие два - основная часть и последний пункт заключение.
Можно ознакомить ребят с тем, что в начале сочинения можно использовать эпиграф - короткий текст, цитата, изречение, помещаемые перед сочинением и характеризующие его основную идею. Например:
Полюбуйся, весна наступает,
В ярком золоте день утопает.
И. С. Никитин
Внимание! В связи с тем, что учащиеся не знают многих орфограмм, они имеют право задать учителю вопросы по правописанию тех или иных слов, а также - по расстановке знаков препинания внутри предложения.
Примерный образец готового сочинения смотрите здесь: http://svetputi.ucoz.ru/load/dlja_vas_rebjata_5/literatura/quot_vesna_bolshaja_voda_quot_i_levitan/27-1-0-223