Исаак Ильич Левитан (1860—1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века.
Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.
К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина Левитана "Весна. Большая вода". На картине изображён момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг.
Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого.
Картина наполнена воздухом, в сущности и сама «большая вода»- выглядит, как опрокинутое небо. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение: они растворяются в воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются с голубизной неба. Полное безлюдье помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, и погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.
Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в отдалении) и делает её ещё более задушевной. Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник.
Полотно очень гармонично и притягательно, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.
|